КАК ВЫБРАТЬ МОТОРНОЕ МАСЛО
ТИП ДВИГАТЕЛЯБензиновый двигательДля бензинового двигателя нужно использовать масло с особыми свойствами, которые могут меняться в зависимости от условий его использования:
Когда двигатель работает при полностью открытом дросселе, - например, при движении по трассе - значительно повышается температура головки блока цилиндров и в картере.
Поэтому используемое моторное масло должно обладать хорошим индексом вязкости. В свою очередь при коротких поездках, когда двигатель не успевает нагреться до рабочей температуры, относительно низкая температура, наблюдаемая в определенных частях двигателя, способствует процессу конденсации и образования отложений (шлама).
По этому масло должно иметь хорошие дисперсионные (рассеивающие) свойства.Дизельные двигателиТемпература головки блока цилиндров в дизельных двигателях может быть необычайно высокой, особенно в тех случаях, когда двигатель перегружен. А так же сгорание дизельного топлива само по себе ведет к появлению копоти, отложений, несгоревших частиц и кислотного остатка. Вот почему масло, которое разрабатывается для дизельных двигателей, должно обладать
сильно выраженными детергентными (моющими) свойствами и высокой щелочностью.Дизельные двигатели, у которых имеются камеры предварительного сгорания, как, например, те, которые до недавнего времени устанавливались на пассажирских автомобилях, производили много углеродистого остатка в моторном масле. Поэтому для данных двигателей
следует использовать моторное масло с мощными дисперсионными (рассеивающими) свойствами. Дизельные двигатели, оснащенные камерами предварительного сгорания, в настоящее время заменены на двигатели прямого вспрыскивания топлива. Но прямое вспрыскивание топлива также имеет свои недостатки, такие, как:
Высокую температуру головки блока цилиндров из-за высокого давления при вспрыскивании топлива и его сгорании.
Более сильное механическое воздействие в связи с высоким крутящим моментом. Эти факторы требуют создания масла, которое бы обладало мощными очищающими и противоизносными свойствами. Все это привело к разработке спецификации АСЕА В4.
СТАНДАРТЫСпецификации API и ACEA одобрены всеми автомобилестроительными компаниями. Однако некоторые автомобилестроители создают свои собственные требования и публикуют списки опробованной продукции для применения ее в определенных целях.API (Американский Нефтяной Институт)Ярлык API представляют собой лицензию. Согласно API классификация продукции производится на основе результатов испытаний. Для проведения испытаний используются двигатели американского производства. Функциональность масел оценивается по моющим, противоизносным, противоокислительным и другим свойствам. Улучшенная спецификация
"S" для бензиновых двигателей обозначается с помощью обозначения
"SL". Для потребителя это обозначение будет являться гарантией того, что данное масло было разработано на основе необычайно строгих стандартов. Спецификации также сообщают потребителю о том, что данное масло было произведено и распространяется в соответствии с требованиями API.
"ЕС- Energy conserving"(Сохранение Энергии)
Знак
"ЕС- Energy conserving"(Сохранение Энергии) означает, что данное масло способствует экономии топлива (и, следовательно, снижает эксплутационные затраты автомобиля) по крайней мере на 1.5% по сравнению со стандартным маслом, одобренным API.
ACEA (Ассоциация Европейских Автомобилестроителей)
Стандарты АСЕА (Ассоциации Европейских Автомобилестроителей) и ССМС (Комитета Автомобилестроителей Общего Рынка)Как и API, ССМС имеет свою собственную систему классификации. Буква
"G", которая означает "Бензин", использовалась для моторных масел, которые разработаны для бензиновых двигателей. Существуют две ступени
"G": G4 и
G5. Моторные масла для дизельных двигателей обозначались с помощью букв
"PD". Стандартные тесты для данных спецификаций включали в себя проведение всей гаммы тестирования, которое требовалось в соответствии с API, а также другими, особенно Европейскими, тестами двигателей компаний "Фиат", "PSA", "Мерседес-Бенц" и "Фольксваген".
Следовательно, система классификации ССМС была более всеобъемлющей, нежели система API. Тем не менее, в 1996 году система ССМС начала преобразовываться в пользу стандартов АСЕА.
С 1 марта 1999г. все новые масла должны соответствовать более современным, требованиям - требованиям ACEA-98. В отличии от API, спецификация АСЕА наиболее полно учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. Ее требования по отдельным тестам значительно превышают требования API. Предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации.ВЯЗКОСТЬ SAEСпецификация S.А.Е. (SAE - общество инженеров-автомобилистов) является международным стандартом, регламентирующим вязкость масел.
Ни о качественных характеристиках масел, ни их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит. Норма SAE J 300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала. Для примера разберем, о чем говорит, например, обозначение SAE 10W-40 для моторных масел.
Обозначение класса вязкости
"10W" дает нам информацию
о зимнем применении данного масла (W - это начальная буква английского слова WINTER - зима). Когда двигатель холодный, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Чем меньше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя. Иными словами,
от правильного выбора этого параметра зависит насколько легко, а самое главное без негативных последствий, Вы сможете запустить двигатель на морозе.Класс вязкости
"40" в нашем примере является так называемым "летним" классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя. Чем больше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании. В условиях городского движения и при спортивном вождении, а также когда высока температура воздуха, двигатель подвергается воздействию высоких температур. Чем выше число, тем выше способность масла сохранять вязкость в жаркую погоду.
Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о сезонности данного масла
(SAE 10W - зимнее сезонное масло, SAE 40 - летнее сезонное масло).
Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере - SAE 10W-40) говорит
о всесезонности данного масла. Всесезонное моторное масло менее подвержено воздействию температур. В настоящее время наблюдается тенденция к созданию более жидких масел таких, как 0W30, 5W30 и т.д., которые помогают экономить топливо. Эти масла созданы таким образом, что они обеспечивают надежную смазку большинства современных двигателей.
СПЕЦИФИКАЦИИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ОЕМ)Автопроизводители могут предъявлять и более высокие требования к маслам. Не дожидаясь очередных международных спецификаций, они заявляют о своих оригинальных методах испытаний. После проверки эффективности лучшие из смазочных материалов сертифицируются такими производителями как:
для легковых автомобилей: Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Ford, Fiat, Porsche, Peugeot, Citroen, Renault:
для грузовой техники: MAN, MB, Volvo, RVI,:
Например:
MB page 227.1
BMW Longlife Engine Oils
VW 500.00 и VW 505.01
Это означает, что смазочные вещества должны соответствовать требованиям производителей в дополнение к тем требованиям, которые указаны API и ACEA. Этот вопрос встает перед владельцем автомобиля обычно только тогда, когда гарантийный срок на автомобиль уже закончился. Как правило в течении гарантийного срока замена масла производится на сервисной станции с использованием одобренных производителем автомобиля марок масел. Если же "гарантия" уже позади, то перед Вами встает проблема выбора. А выбирать есть из чего - полки магазинов буквально "ломятся" от разнообразия продукции различных производителей. Чем же руководствоваться при выборе?
Недавно по этому поводу в Германии был хороший скандал. Началось с того что в редакцию журнала ADAC обратился какой то дедушка с просьбой разобраться, почему за масло, которое ему залили в Автохаузе в его Мерседес ( полусинтетика 10W-40 ) с него взяли что то типа 25 Евро за литр (цена в магазине от 5 до максимум 8 Евро, в зависимости от марки и объема упаковки ), как водится рассказали страшную сказку о том что только это масло разрешено и никакое другое, вот видите тут Мерседес написано и все в таком духе. Журналисты от ADAC провели свое расследование, провели анализы в общем все по полной программе, и выяснили что на данный момент ни один автоконцерн (в Европе во всяком случае, за Японию не было ничего сказано, а учитывая что и японские авто производят в Европе, да и вообще сейчас не разберешься кто что делает, и кто кому моторы поставляет, думаю что это неактуально), так вот, ни один автоконцерн не имеет не то что своего производства масел, у них даже нет никаких лабораторий каким то боком связанные с маслами (естественно спортивные отделения не наш случай). Абсолютно все масла выпускаются для всех автомобилей одними концернами (SHELL, MOBIL и т.д.) без какого-то отличия по рецептуре. Единственно что автоконцерны являются крупными покупателями, и производители масел просто разливают товар в тару с эмблемами своих покупателей, и делают они это кстати за свой счет, борьба за клиента так сказать. То есть масло рекомендованное для одной марки, и для другой, наливается из одной цистерны. Более того журналистами были проведены анализы масел ведущих производителей в действительно независимых лабораториях, и оказалось что масла одних и тех же сортов у всех производителей практически одинаковы по составам, свойствам и потребительским качествам, а те минимальные различия в составах разных марок, на деле не имеют АБСОЛЮТНО никакого значения.
Почему люди всю жизнь используют, к примеру, SHELL? А просто когда-то начали заливать его в свои машины, так и льют до сих пор. Значит ли что оно лучше других? Да нет, конечно! Просто привыкли, и проблем еще не было, но не с маслом, а с моторами конечно.
Ну, а в России этот вопрос выглядит чуть сложнее из за подделок, но это уже отдельный разговор. Кстати, ADAC -это добровольное общество автолюбителей и существует исключительно на взносы своих членов, и деньги заработанные самим обществом на страховом рынке, оказание же помощи на дорогах приносит лишь убытки. Всегда в оппозиции ко всем официальным и правительственным структурам.
Масла для трансмиссийКлассификация вязкости SAE По классификации SAE масла для трансмиссий разделяются на классы 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 110, 140, 190 и 250. Буква W означает, что масла предназначены для эксплуатации в условиях низких температур. При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел не должна превышать 150.000 сантипуазов (сП), а также выполнять минимальные требования при температуре 100°C.
Для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости определены при температуре 100°С.
Классификация API По системе API GL масла подразделяются на классы качеств. Основными признаками классификации являются конструкция и условия работы передачи, дополнительными признаками - содержание противоизносных и противозадирных присадок.
Классификация описана в документе API "Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов. Публикация API 1560, февраль 1976 г." (API Publication 1560, Lubricant Service Designation for Automotive Manual Transmissions and Axles, February 1976). Классы качества по API:
API GL-1- Масла для передач, работающих в легких условиях.
- Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, легкие депрессорные и противопенные присадки.
- Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.
API GL-2- Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
- Содержат противоизносные присадки.
- Предназначены для червячных передач транспортных средств
- Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.
API GL-3- Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
- Содержат до 2.7% противоизносных присадок.
- Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей.
- Не предназначены для гипоидных передач.
API GL-4- Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести - от легких, до тяжелых.
- Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок.
- Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста.
- Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
API GL-5- Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях.
- Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок.
- Основное предназначение - для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей.
- Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач).
- Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
- Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5+ или API GL-5 SL.
API GL-6- Масла для наиболее загруженных передач, работающих в очень тяжелых условиях (большие скорости скольжения и значительные ударные нагрузки).
- Содержат до 10% высокоэффективных противозадирных присадок.
- Предназначены для гипоидных передач со значительным смещением осей.
- Соответствуют наивысшему уровню эксплуатационных свойств.
- В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования.
Внимание! В качестве эталона API всегда используйте масла класса GL.
Узлы трансмиссий транспортных средств, в которых используются фрикционные элементы, работающие в масле, требуют особых масел, содержащих специальные присадки, обеспечивающие плавную и стабильную работу этих агрегатов. В обозначении класса API этих масел присутствует обозначение LS (Limited Slip).
Масло для автоматических трансмиссий, в отличие от обычных трансмиссионных масел, должно выполнять роль рабочей жидкости в гидросистеме управления, а также смазывать и отводить тепло от фрикционных элементов. Эти масла часто называют жидкостями для автоматических трансмиссий (ATF — Automatic Transmission Fluid).
Внимание! Классификация API не охватывает масел для автоматических трансмиссий, т. к. у изготовителей трансмиссий имеются к применяемым маслам свои требования. Требования разных производителей трансмиссий отличаются друг от друга по фрикционным свойствам. Большую часть автоматических коробок передач можно смазывать маслом типа Dexron II или Dexron III, но если производители коробок передач выставляют свои требования к используемому маслу, то их стоит придерживаться.
Пластичные смазкиПластичные смазки, как правило, изготовлены путем загущения базового масла Помимо этого для улучшения свойств смазки могут добавляться жидкие или твердые присадки.
Пластичная смазка = Базовое масло (80–90 %) + Загуститель + Присадки
Загустители- Металлические мыла, например, литий (70 % всех производимых), кальций, алюминий и натрий
- Комплексные мыла на основе вышеприведенных металлов, из которых самым распространенным является литиевый комплекс
- Неорганические загустители, например, бентонитовая глина, силикагель
- Синтетические загустители, например, полиуретан и политетрафторэтилен
Базовое маслоВ пластичных смазках, как и в смазочных маслах, могут использоваться синтетические и минеральные базовые масла. Базовое масло в совокупности с загустителями определяет реологические свойства смазки. (Реология - наука о текучести веществ)
ПрисадкиВ пластичные, также как и в жидкие смазочные материалы, присадки добавляются для придания им заданных свойств. Кроме жидких присадок в пластичную смазку могут добавляться твердые добавки, такие как дисульфид молибдена (MoS2) и графит.
Свойства и анализТвердостьТвердость пластичных смазок определяется по системе NLGI (National Lubricating Grease Institute). Измерение производится измерительным прибором, конус которого погружается в смазку под действием своего веса на 5 секунд при температуре +25 градусов. Глубина погружения конуса в смазку измеряется и указывается в десятых частях миллиметра. Чаще всего указывается имеется ли дело с т.н. мягкой или твердой пенетрацией. Разница в этих значениях дает представление о способности смазки выдерживать механическую нагрузку.
На основании пенетрации смазки делятся на классы NLGI, от 000 до 6. Чем больше номер класса, тем тверже смазка.